Умники 2


Мои ученики отличаются повышенным любопытством. И постоянно на уроках возникают у них разного рода вопросы. В основном я не прерываю их процесс исследования мыслью окружающий мир и стараюсь так строить разговор, чтобы они сами, рассуждая, находили ответы. Из наших бесед стали рождаться вот такие миниатюры.

"Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать".

Был задан однажды мне вопрос по этому поводу. Любопытствующий человечек спросил меня:
- Сегодня на литературе& нам говорили- "Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать". А это как понять?

-А вы что, с Марьям Ашимовной не обсуждали этого? - спрашиваю в ответ.

Для взрослых людей многое в жизни становится понятным, ну для большинства. Опыт ведь приобретается! А для подрастающих человечков многое не понятно. Наша литераторша- опытный учитель. И я уверена, многие истины с ними обсуждает. Но ...ребята любят меня заводить. Знают, что можно посмеяться вместе, меня иногда "заносит"!

В этот раз сложный вопрос задал ребенок. Не для 30 минут оставшегося времени урока! Придется отвечать, чтобы понял, и другие вникли. И меня понесло…

- Как ты думаешь, отчего возникают слезы?

-Мы проходили по биологии. Слезные железы в глазах.

-Внимание. Вопрос не "откуда", а "отчего". Это совсем другое, - поправляю, направляю. Кто-то из- класса говорит:

- От повышенных эмоций, и биохимические процессы начинаются.

-Ага, на уроках- учителей слушаете. Это хорошо. Но я про другое спрашиваю. ОТЧЕГО – это значит, по какой причине слезы на глаза наворачиваются. Если отмести холод, жару и прочее физическое воздействие. Чисто эмоционально.М?

Сидят, соображают. Решаюсь немного подтолкнуть мыслительный процесс.

-Думайте. От чего мы плачем? От обиды, от … ну...???

Тут же понеслось- от радости, от счастья, от горя, от жадности, от … много чего перечислили.

-Уже лучше. А теперь вернёмся к вопросу "Почему Ни один человек не заслуживает ваших слез?" Можно сказать коротко- потому что каждый чел имеет право на свои собственные поступки, и если его поступки идут в разрез с вашими желаниями, то совершенно не стоит плакать по этому поводу. Слезами «горю» не поможешь! Надо адекватно смотреть на ситуацию. Многие начинают жаловаться и плакать. От чего? От недовольства, что не по их получается! И ВСЁ! Не получил игрушку, вкусняшку, не получил внимания- в рёв.Так поступают маленькие дети. У более взрослых людей портится настроение, появляется раздражение, недовольство от того, что им хотелось ТАК, а получается по-другому. начинаются головные боли, а у самых нестойких, слабых- эмоции перехлестывают и… начинается истерика со слезами! Сердечные приступы, и прочее. Тело начинает извиваться от эмоций.... и выплескивает слезы.

Я бы сказала так– не человек, а, скорее, ни один человеческий поступок по отношению к вам не стоит ваших слез! Ну если только радости! Надо учиться спокойнее относиться к выбору других людей. Никто не может ЗАСТАВИТЬ вас или другого человека поступать ТАК, как вам этого хочется. Это ВСЕ понимают? – мои внимательные слушатели дружно кивают головками.

Вот в отношении определения «заслуживают- не заслуживают»- мне , честно, не нравится формулировка. Люди- не собачки, чтобы заслуживать награды! Но раз у вас есть вопрос- постараюсь ответить. Можно заслуживать уважение. Других людей. Своими поступками и делами, или, наоборот- презрение и неуважение. А вот…в отношении слез у меня однозначное отношение по этому вопросу. Не стоит плакать из-за кого-то. Это просто проявление малодушия. Собственного. Наоборот, учитесь принимать мир таким, какой он есть, и людей в их проявлениях. И вам жить станет гораздо легче.

-Легче- это КАК?- тут же слюбопытствовал один из шустрых.

-Легче- в смысле стрессов будет меньше. По поводу и без повода.

-А как это- по поводу или без повода?- опять вопрос.

-А вот это уже- тема другого разговора!

Звенит звонок. Начинаю собирать работы. Смотрю на них и думаю- что они мне преподнесут в следующий раз? И вообще, понимают ли они, ЧТО я им говорю?

28 марта 12 года.
G.T.