Диана. История вторая
Девочку привозили ко мне три раза в неделю. Довольно надолго. Я понимала, что ребятам трудно с двумя малышами и они рады отправлять хоть одну из них на несколько часов куда-нибудь. И желание побыстрее научить старшенькую читать отчасти было тоже…чтобы посадить ее за книжку, и младшая подтянется, а самим можно немного вздохнуть! Мы это уже проходили, только никому не отправляли, самая справлялась…с двумя.
Диана оказалась весьма смышленой. К тому же она до прихода ко мне уже занималась с учительницей, Анжелой. Та потом уехала…в Россию и занятия прекратились. Стала проверять ее уровень. Обнаружила много «Не так». Работаю с детьми давно, требования при принятии в нулевой класс, да и в первый, знаю наизусть. «Время есть, исправим, научим, ничего страшного», подумалось. По ходу обнаружила, что девочка очень подвижная. Мы таких называем «гипер активными». Долго сидеть на одном месте не могла. Вдобавок…оказалась левшой. Вот тут я расстроилась. Потому как у самой сын левша, переученный.У супруга брат- «полный» левша. Наслушалась от них, как в школах раньше и по рукам били, и заставляли сто раз переписывать левшу правой рукой….
Стала звонить знакомым коллегам. Интересоваться, как левшу учить. Я…не занималась с такими детьми вплотную. А моя подопечная левша чувствовала себя комфортно. Иногда вредничала, но…все дети со своими характерами. Она мне потихоньку выкладывала все про своих бабушек и дедушек. Однажды, перечислив своих бабулей, заявила, что теперь у нее будет три бабушки.
-Как это три?- удивилась.-Ты же сказала, что у тебя две бабушки.
-Ну да. Баба Лена, баба Нина, а теперь еще будет и баба Галя.
-А это кто?- не отстаю.
-Как, ты не понимаешь? Это ты!- и хитро улыбается. Ничего себе, возмущаюсь. Я – и бабушка? Вроде еще нет!
-Ах ты! Я еще не бабушка! Как ты можешь мне такое говорить?- притворяюсь рассерженно возмущенной.
-Ну ты не расстраивайся! Ты- самая красивая моя бабушка!- отвечает и продолжает рисовать.
-Мда? Ну если так…только не называй меня бабушкой, ладно?-начинаю торговаться.
-Я же просто так сказала. Ты- не бабушка. Ты- моя Учительница.И ты мне нравишься.- И вдруг она погладила меня по руке.
Дети часто любят проявлять свою ласку прикосновением. Они(дети) –настоящие! Не то что взрослые, вечно зашоренные, в масках и условностях. Но искренние проявления внимания и детской любви меня до сих пор…просто обезоруживают. Благодарно посмотрела на девочку и…сказала:
-Спасибо. Ты мне тоже. Но давай будем заниматься. А то скоро папа приедет за тобой.
Время наших занятий, не смотря на то что я…забирала девочку почти на три часа, пролетало как-то незаметно. Мы многое успевали, даже попрыгать и потанцевать. Диане нужно было двигаться, а то она начинала егозить на стуле, сползать под детский столик или пересаживаться на софу. В общем, долго сидеть на одном месте не могла.
И тут я предложила ей почитать. Мы выяснили, что она знает все буквы, только путает их название со звуками. И уже стали складывать буквы в слоги. Дианке это жутко не нравилось. Ба-бо-бу, да-до-ду…она предпочитала не читать по азбуке, а повторять за мной, глядя в стороны. В промежутках она ворчала, как старушка, что « и кто это придумал, буквы слеплять вместе?». И тогда я ей рассказала…сказку. Которую придумала, как всегда, на ходу.
-Хочешь, я расскажу тебе, как люди научились читать и писать, и почему они это придумали?
Диана кивнула головкой. А чтобы она одновременно занималась делом, я принесла ей теплый чай и печенье. Печенье- это главное, чего она ждет каждый раз, приходя на уроки. Говорит, что у них ТАКОГО дома нет. Вскоре ее мама обмолвилась, что Диана стала плохо обедать. Пришлось прекратить чаепития. Но в тот раз Диана пила чай в прикуску с печеньками и слушала сказку.
Про то, как люди придумали буковки и научились читать.
-Давным - давно люди не умели писать. И читать. И даже разговаривали они только звуками. Как обезьянки. Они «Укали» и «Акали», «Окали» и «Икали».
Дианка вдруг стала икАкать, на самом деле.
-Как я?-спрашивает.
-Нет,- отвечаю и показываю ей, как. Получилось смешно и мы обе рассмеялись.
-А, знаю. Мы в зоопарке видели обезьянок, они тоже так делают. Ты у них научилась!?
-Нет, я просто книжки читала и в школе училась. Там много чего рассказывают. А какие звуки они произносили гласные или согласные?& Ты знаешь?- и произношу ей «А-а-а», «О-о-о»,»У-у-у»
-Знаю. Это гласные!- радуется, что знает.-Мне Анжела рассказывала.
-Правильно тебе Анжела говорила. Это очень хорошо. Но слушай дальше. Однажды один человек пошел на охоту. Со своими сыновьями.
-Большими или маленькими?- уточняет.
-Наверное, большими. Я не видела, давно это было.
-А откуда ты знаешь тогда?
-Диана, это сказка. Сказки не обязательно видеть на самом деле. Слушай, а то не буду рассказывать- слегка приструняю ее. Диана замолкает и слушает.
-И вот они охотились, охотились, и их папа провалился в яму. Мальчики не могли его вытащить оттуда.-
Дианка открыла рот, чтобы задать очередной вопрос.
-Давай вопросы потом,-опережаю ее.-А то я так долго буду рассказывать.
-Она кивает головой. И я продолжаю.
«И тогда папа, видя, что сыновья напрасно тратят время, чтобы его вызволить, стал им объяснять, что надо пойти в поселок и привести взрослых. Но его Уканье, аканье и жесты были не совсем понятны. И тогда он нащупал возле себя острый камушек и стал им рисовать на стенке ямы рисунок с деревней и взрослыми людьми. Старшие мальчики поняли, что хочет он них отец. Один из них воскликнул «Да!» и побежал назад, в поселок. Несколько ребят побежали за ним, а несколько остались рядом с ямой. По дороге тот, который понял, что надо сделать, показал жестами, зачем он побежал. Они прибежали за подмогой и возбужденно укая, акая и улю-люкая, рассказали, что произошло. Старейшина племени был умным. Он и без этого понял, что раз взрослого нет с ребятами, значит что-то случилось. И несколько воинов отправились на помощь. Их отца спасли, вызволили из ямы. И все были рады этому. А мужчина, придя в поселок, задумался. Он пошел к старейшине и стал рисовать на земле историю их похода на охоту. Старейшина посмотрел на рисунки и все понял. Мужчина показал на рисунок ямы, на рисунок своего сына, который кивал головой и произнес сказанное сыном «Да». И она стали со старейшиной произносить разные гласные и согласные вместе. Что у них стало получаться, как думаешь?»
Дианка стала повторять:»Да, до-ду, ва-во-ву»
-Молодец. А потом из слогов стали получаться слова. Но слова были не похожими на те, которыми разговариваем мы сейчас. Но об этом ты узнаешь позже. Постепенно люди придумали много слов, и сначала они эти слова рисовали картинками. А потом придумали каждому звуку букву и стали записывать слова буквами…ну и писать словами книги.
Диана посмотрела на мои книжные шкафы…
-Да, мно-ого написали…-восторженно прошептала.
-Ну. Это еще мало. А вообще написано много. Если не учиться читать и писать, то ты не напишешь сама ничего, и ничего не прочитаешь.
-А говорить я смогу?
-Сможешь. Если будешь слова запоминать.
-Интересная у тебя сказка получилась. Давай будем буквы писать?- заерзала на стульчике.
-Хорошо, помоем руки и твою чашку и будем учиться дальше.- улыбаюсь….про себя сказала: »Йес!»
Вот так, шаг за шагом мы продвигаемся… к школе!!!!
14 мая 2013 г.
G.T.